Как развивалась пластическая хирургия и что с этим направлением медицины происходит сегодня, нам рассказал пластический хирург, разработчик собственных авторских методик и основатель студии эстетической медицины “Студиомед” Дмитрий Крысин.
До нашей эры – проблема носов
Изначально у пластики была скорее реконструктивная цель . Например, в Индии еще в 800 году до нашей эры восстанавливали поврежденные носы, используя кожные лоскуты с щек и лба. Носы в ту пору рубили часто – без носа могли оставить преступников, неверных жен. Естественно, что такой обличающий знак многим был не по нраву и от него пытались избавиться при помощи “нового носа”.
Однако и это были не первые попытки. Египтяне еще несколько веков до индусов пытались корректировать носы, причем особое внимание уделяя эстетике швов, о чем упоминается в древних свитках.
Наша эра – непростое развитие
Еще из любопытных фактов – проведение операций по уменьшению груди у мужчин в VII веке уже нашей эры в Александрии Паулосом Айджинским.
Но да, нужно учитывать, что анестетиков не было, антисептиков тоже, то есть это было весьма болезненно и после операций пациенты зачастую просто мучительно умирали от воспалений, заражения крови.
Особое развитие хирургия красоты (такое название дали этой области медицины в те времена) получила в эпоху Возрождения. Тем более что сифилис вновь оставил огромное количество людей без носа. В трактате итальянца Гаспара Талькоцци были описаны методы корреции носов с использованием тканей предплечья. Талькоцци, кстати, считают одним из основателей пластической хирургии. Предлагаемая им технология была, прямо скажем, не для слабонервных. На передней поверхности предплечья делали два надреза и потом, приподняв кожу, около двух недель подкладывали под нее кусочек ткани. Отделившийся лоскут отрезали сверху и оставляли висеть еще какое-то время. Чтобы лоскут прирастал к области носа, при этом сохраняя естественное питание с телом пациента, руку удреживали специальной повязкой на протяжении 20 дней. Потом уже лоскут срезали и врач формировал новый нос. Ну и все это без анестезии, разумеется.
Прорыв – анестезия, антисептики
Особый прорыв случился в середине XIX века – именно тогда в 1846 году была проведена первая операция с анестезией. Конечно, и до этого были эксперименты с анестезией. Не будем сейчас всерьез говорить, допустим, об оглушении для этих целей пациента тяжелым предметом по голове в Средние века. Хотя это реальный факт. В целом без обезболивающих препаратов люди частенько просто гибли от болевого шока в ходе самой операции. Но медиками действительно еще до середины XIX века были найдены обладающие обезболивающими свойствами вещества, как морфин, например. Однако было одно большое но – этот опиат очень быстро вызывал зависимость, нередко становясь впоследствии причиной гибели человека. Поэтому адекватная анестезия стала огромным прорывом в хирургии.
А чуть позже появились и антисептики, что вывело хирургию на новый уровень. В это же время хирурги вошли в раж и стали активно экспериментировать, используя для протезирования золото, хрящевую ткань животных, янтарь, гуттаперчу. А уж изобретение парафина создало просто шквал идей: его стали вводить под кожу, пытаясь изменить форму носа, скуловой обасти, ягодиц, грудных желез и даже пенисов. Что и говорить, результаты были ужасными – парафин мигрировал под кожей, сбивался в комки, провоцировал воспаления, нагноения, отмирания плоти. Что, кстати, напоминает мне современное использование синтетических филлеров, вводимых бездумно в разные места.
Прорыв в пластической хирургии случился при трагических обстоятельствах, когда после Первой мировой войны домой вернулись, увы, тысячи солдат с искалеченными лицами. В этот период появилось множество новаторских методов в области пересадки тканей, техник микрососудистой и челюстно-лицевой хирургии.
Первый силиконовый имплантат и смена пола
Одной из ключевых фигур того времени принято считать военного доктора Гарольда Джиллиса, который изобрел технику пересадки кожного лоскута с удаленных от лица участков, потому что лица и тела солдат были нередко очень сильно обожжены. И надо заметить, технология эта основывалась на пластике стебельчатым лоскутом российского хирурга Владимира Филатова.
Кстати, Джиллис прославился и первой операцией по смене пола женщине, которая из Лоры Диллон превратилась в Майкла Диллона. Было проведено 13 операций, врачами был сформирован в том числе и фаллопротез. И опять же, пионером фаллопластики был советский хирург Николай Богораз.
Особой вехой, конечно, стала первая операция по увеличению груди при помощи силиконового имплантата в 1962 году хирургами Фрэнком Джиро и Томасом Крониным. Испытуемой стала мать шестерых детей, домохозяйка Тимми Джин Линдси, которая и не собиралась увеличивать грудь. А всего лишь пришла удалить татуировку, а доктора предложили ей поучаствовать в эксперименте, результатами которого женщина осталась очень довольна. В итоге в течение последующих 10 лет случился настоящий бум на увеличение груди таким способом.
Как это было в СССР?
Уже в 1960 году в Москве под предводительством Надежды Гигельс был открыт стационар, где стали регулярно выполнять пластические операции. В те годы хирургов-пластиков не готовил ни один медицинский институт и в целом таких врачей было мало. И тут величайшую роль в подготовке будущих мастеров своего дела сыграли Анастас Лапчинский и Александр Литинский. Благодаря этим талантливым педагогам-практикам в России появилось первое поколение пластических хирургов.
Одной из самых известных звездных пациенток, испытавших на себе пластику в СССР, стала актриса Любовь Орлова. В 1965 году выдающийся пластический хирург того времени Александр Шмелев сделал 63-летней актрисе подтяжку лица и шеи. Кстати, стать похожими на Любовь Орлову мечтали многие женщины и делали для этого все возможное – брови-ниточки, копировали прическу. Но вот пластика в те времена была доступна только сильным мира сего, только избранным.
Пластика – наши дни
Хотя официально Министерством Здравоохранения России пластическая хирургия была признана отдельной отраслью не так давно, лишь в 2009 году, однако советским и российским врачам принадлежит немало новаторских идей и авторских техник в этой сфере.
В данный момент российская школа обучения пластической хирургии ничем не уступает зарубежной. И конечно, происходит постоянный взаимный обмен опытом и разработками с мировыми школами.
Если говорить о личном опыте, то мне посчастливилось учиться у лучших. Я имел возможность перенять опыт академика Васильева Василия Ивановича, доктора медицинских наук, специалиста по трансплантации органов, основателя Республиканского центра репродукции человека. У Вульфа Игоря Александровича, стоявшего у истоков советской пластической хирургии, легендарного челюстно-лицевого и пластического хирурга, сооснователя “Фрауклиник”. И конечно, у доктора медицинских наук, профессора Акопяна Андрея Степановича, директора Республиканского центра репродукции человека и планирования семьи, автора многочисленных патентов, хирурга, потрудившегося над внешностью многих звезд, бизнесменов, политических деятелей. К сожалению, мои учителя уже ушли в мир иной, но оставили после себя огромную память не только в виде научных трудов и прекрасно ими обученных хирургов-пластиков, но и счастливых пациентов, преобразившихся в их руках.
Количество пластических операций ежегодно растет. Для сравнения, если известный хирург Пирогов сделал за 20 лет всего около 20 ринопластических операций, то сегодня только в России их совершается тысячи за год. В мире ежегодно проводятся несколько миллионов разных пластических коррекций. Среди которых самые популярные рино-, блефаро-, и маммопластика. Все больше становится и пациентов-мужчин.
К счастью, сегодня пациентам доступны чистые, комфортные палаты, анестезия (да что там, целое отделение анестезии при каждом госпитале с врачами, которые подбирают препараты под пациента и расчитывают дозировку), антисептики, антибиотики и другие медицинские препараты. Более того, можно заранее посмотреть 3D-визуализацию желаемых изменений. И прогресс не стоит на месте. Постоянно улучшаются технологии, инструменты, материалы.
Хирурги имеют достаточно наработок, плюс врачи уделяют внимание регулярному отслеживанию инноваций, обучению, в том числе за рубежом. Операции сегодня – это не что-то такое непредсказуемое, совсем наоборот. Это наиболее прогнозируемый способ коррекции. Изначально врач учитывает не только пожелания, но и анатомические особенности, строение тела пациента, выбирает операционную тактику и имплантаты в соотвествии с этим.
Если вас беспокоит какой-то изъян, неисправимый при помощи спорта, диет, уходовых процедур, то можно не мучиться и просто устранить его при помощи пластики. Уже практически нет проблем, с которыми нельзя было бы справиться. Уровень пластической хирургии сегодня это уже не только про необходимую реконструкцию, но и про красоту, уверенность в себе, физический и психологический комфорт в жизни.
Сегодня можно оставаться ухоженной, активной, наслаждающейся всеми сторонами жизни, включая и сексуальность, практически в любом возрасте. Однако женский организм в течение жизни подвергается серьезным нагрузкам.
На нашем сайте представлен список пластических хирургов, которые имеют богатейший опыт и набор положительных отзывов.
Нужна блефаропластика Москва? Лучшие хирурги к вашим услугам. Высококачественная пластика скул и не только, отличные условия и приемлемые цены.